Желанные гости

Желанные гости

«Кто ходит в
гости по утрам, тот поступает мудро», – сказал всеми нами любимый
Винни-Пух. Мы поступаем не менее мудро, потому что очень любим гостей и
готовы принимать их все двадцать четыре часа в сутки. Вот пришел к нам
в «Зеленый Парус» Большой Букет из поселка Рустай, пушистый такой
красавец из сочинений школьников, живущих в заповеднике «Керженский». О
жизни в нем они и пишут. Жаль только, местечка на странице у нас
маловато. Поэтому из интересного «Опыта экскурсии по заповеднику» Оли
Коротиной мы сегодня возьмем кусочек, но позже опубликуем целиком. А
присланы были сочинения на конкурс имени выдающегося нашего земляка,
биогеографа А.Н.Формозова, объявленный «Зеленым Парусом» в начале 1999
года.

Светлые сосны

Уважаемые дамы и господа!
Приветствую вас на нашей рустайской земле. Наша группа находится на
территории заповедника «Керженский», который образовался 23 апреля 1993
года с целью сохранения природных комплексов южной тайги Заволжья.
Сейчас мы окунемся в таинственный сосновый лес. Посмотрите, пожалуйста:
это сосна. Сосна – светолюбивое и быстрорастущее дерево. Живет 300 –
350 лет, а размножается семенами. Определить возраст деревьев можно по
годичным кольцам. Найдя пенёк спиленной сосны, нужно сосчитать
количество тёмных или светлых колец на его поверхности. Светлые кольца
– это ранняя древесина, откладываемая весной, а темные – древесина
поздняя, приросшая летом. Воздух в сосновом бору всегда сухой, чистый и
богатый кислородом.
Посмотрите, чем это дерево отличается от других? Наростом. Оказывается,
так дерево лечит себя. Не все люди понимают, что дерево живое, и что
оно чувствует боль, как человек. Не задумываясь, мы срезаем кору,
ломаем ветки. А из мест ранений течет «кровь» дерева. Мы лечимся
лекарствами, бинтами, а сосна? Она вырабатывает особые вещества – свои
«лекарства». «Заращивает» раны по–своему, вот такими наростами.
Сосновые боры бывают разные – беломошные, брусничные, черничные,
зеленомошные. Посмотрите: вокруг – сухо, в основном преобладают
брусничник, толокнянка. Между соснами проглядывает пушистый
можжевельник. По этим признакам – сосняк брусничный.
Оглядитесь вокруг. На многих деревьях сосняка брусничного, как бороды
старичков – лесовичков, висят лишайники. Ученые-экологи считают, что
они признак очень чистого воздуха. А по земляному покрову во многих
местах растет сухой мох. Потрогайте руками – в пальцах он рассыпается
пылью.

Оля КОРОТИНА,
ученица 8 кл.
Рустайской ср. школы
Фрагменты «Опыта экскурсии по заповеднику»

 

Подслушанный разговор

На поляне у Вишенского болота на большом пне сидит старый заяц в
очках из дубовой коры. Вокруг него лопоухие зайчата, которые галдят,
свистят, хохочут.
– Внимание! Начинаем наш первый урок. Им будет история. Сегодня мы
будем изучать... Эй! На последнем пеньке. Не шалите и не болтайте! Так
вот.., изучать нашу родословную.
Род зайцев очень большой. В нашем семействе примерно двадцать три вида:
есть африканский заяц, альпийский, древесный, кролики тоже относятся к
нашему роду. Но об этом вы узнаете в старших классах. Сам я и вы,
малыши, беляки. Окраска меха летом у нас тоже белая. Сорванцы, не
озоруйте! Перестаньте рассматривать животы! А теперь, малыши, вам нужно
отдохнуть. Идите, а после перемены придете! – и старый заяц зазвенел в
ландышевый колокольчик.
Потом был урок ОБЖ.
– Дорогие мои, сейчас для вас самый важный урок в жизни. Итак, где
можно спрятаться зайцу от опасности? Спрятаться можно в небольшой яме
так, чтобы выглядывала только мордочка. Возвращаясь после поиска пищи
домой, никогда не ходите прямо, а сначала пройдите несколько шагов
вперед, сделайте два прыжка в сторону и повторяйте это много раз. Так
вы запутаете свои следы и убережете себя от врагов. А еще помните того
зайца, который недавно ушел на правую сторону большой реки? Так вот, он
так и не вернулся. Места ему было мало здесь, на левом берегу, или
осинок – не знаю, но знаю, что туда ходить нельзя! Встретите там
человека – страшного, двуногого, с огнедышащей палкой, и тут вам –
конец! У нас в заповеднике можно гулять везде. Нас охраняют! Но бояться
вам нужно не только людей, но и хищных зверей. Когда вы идете по лесу,
смотрите не только по сторонам, но и вверх. Ведь вас могут схватить и
тетеревятники, и совы, и беркут. Но если на вас все -таки напала хищная
птица, кидайтесь на землю, ложитесь на спину и отбивайтесь задними
лапами!
– А вы, учитель, встречали таких птиц? – спросил самый маленький
зайчонок.
– Конечно. Вот смотрите! – учитель показал шрам на спине. – Идите,
малыши, а завтра придете опять.

Саша ОРЛОВА,
ученица 7 кл.
Рустайской средней школы

 

Смерть жабы

Летом, когда мы косили сено, на дороге я нашел жабу. Она была сухая,
черная, и на ней сидело очень много кузнечиков. Почти мертвую мы с
братом отнесли ее к лесу в тень. Там положили в углубление и так как
воды у нас не было, побежали в деревню к ближайшему колодцу.
В колодце вода была мутная, и ее нельзя было пить, но мы знали: жаба
может жить и в грязной воде.
Когда мы наливали воду, то очень торопились: нам хотелось поскорей
вылечить жабу. Но оттого, что мы спешили, вода лилась не в бутылку, а
нам на штаны. В конце концов, мы налили воды и скорей побежали к нашей
сухой и уже умирающей жабе. Когда мы явились, жаба лежала на животе и
как будто умерла. Но как только мы с Сережей стали ее поливать, она тут
же ожила и зашевелилась. И так в ямке с водой оставили ее на ночь. На
следующий день, когда мы приехали опять, жаба лежала уже без движения и
была мертвой. Нам было очень жаль, что мы ее не смогли спасти.

Егор ОРЛОВ,
ученик 3 кл.
Рустайской средней школы.

 

Керженский крокодил

Один раз мы с папой пошли на реку смотреть ондатр. Мы шли тихо и
смотрели в бинокль. И тут увидели перед собой необыкновенное животное.
Оно было похоже на крокодила. Мы посмотрели, и оказалось, что на берегу
реки есть и другие необычные обитатели: вот обезьяна на дереве, а вон
глухарь. Но нам понравился больше всех крокодил, потому что ему было
скучно. Лежал он печальный и хмурый... Мы взяли его домой. Сменили ему
окраску, и он сразу улыбнулся.
Разные есть на земле крокодилы: нильский, миссисипский аллигатор и
другие, а мы открыли свой вид: керженский крокодил.

Наташа КОРАБЛЕВА,
ученица 2 кл.
Рустайской средней ш
колы