Формы деятельности
Формы деятельности
Что это такое школьная речная сеть Нижегородской области?
- Это 34 группы детей в 21 районе области
- 5 опорных пунктов в разных районах области
- Экологическая организация "Зеленый Парус"
- Детско-юношеская газета "Зеленый Парус"
Зачем это нужно?
- Это воспитание экологической культуры
- Это объединение детей для общего дела
- Это создание системы общественного мониторинга
Как это можно сделать?
- Проведение семинаров для учителей, вожатых, воспитателей, работников природоохранных служб для обмена опытом организации работ
- Проведение единых дней действий в защиту малых рек - серии природоохранных акций на местах
- Проведение экологических лагерей для участников сети
- Проведение кустовых слетов для участников из близлежащих 5-6
районов на одном из природных объектов с природоохранной и
исследовательской работой
- Проведение итоговой конференции
Как деятельность в школьной речной сети отражается в душах детей?
Участие детей в издании газеты "Зеленый Парус"
Проведение конкурсов:
- "Мой любимый школьный двор", рисунков и литературных произведений, посвященный природе
- Участие с исследовательскими проектами в олимпиадах и конференциях
Результативность работы сети
- Сеть объединяет 34 постоянных группы в 21 районе, которые взяли под постоянную заботу малые речки, родники, парки и т.п.
- В городах области Арзамас, Дзержинск, Сергач, Лукоянов активной природоохранной работой занимается каждая школа.
- В 1999 и 2000 годах в весенних днях единых действий в защиту малых рек участвовало до 30000 школьников.
Детско-юношеская организация и газета "Зеленый Парус"
Детско-юношеская организация и газета "Зеленый Парус" - представляют
собой уникальный по нынешним временам симбиоз: тесное взаимодействие
слова и дела.
Газета делается вместе с детьми, участниками всей многообразной
работы организации, и для детей Нижнего Новгорода и области.
Осуществляет многогранную работу по формированию у ребят, членов
организации и читателей, дружественного природе мировоззрения, обучению
детей инициированию и реализации гражданских инициатив, конструктивному
взаимодействию с властями в природоохранном деле.
Газета тиражирует опыт экологической организации, собирает и
распространяет инициативы и дела других групп из разных уголков
области, осуществляет информационное обеспечение всей природоохранной
деятельности школьников в Нижегородской области, занимается
нравственным воспитанием подростков.
Члены детско-юношеской экологической организации "Зеленый Парус" в
течение 9 лет проводят практическую работу по очистке водоемов в
населенных пунктах Нижегородской области. Активная работа по очистке
водоемов сопровождается приобщением детей к исследовательской
деятельности по оценке качества воды и окружающей среды, широкой
образовательной программой в рамках Школы экологической культуры,
использующей современные достижения информационных технологий. Дети в
процессе этой деятельности не только способствуют вместе со взрослыми
конкретному улучшению состояния окружающей среды, но и получают многие
полезные навыки и опыт для дальнейшей социальной адаптации. Они
занимаются активной пропагандистской деятельностью, участвуя в издании
и распространении собственной газеты, различных буклетов, плакатов и
листовок природоохранного содержания. Наряду с работами по очистке
водоемов для детей организуются различные мероприятия экологически
ориентированного отдыха: походы, экологические лагеря, слеты в
экологически чистых районах области.
Суть
движения чистильщиков рек состоит не в том, чтобы переложить работу по
очистке водоемов на плечи детей, а в том, чтобы сформировать у них
активное отношение к экологическим проблемам, воспитать в них понимание
возможности и необходимости очистить родную речку и в будущем не
допускать ее загрязнения. Через детей это отношение передается на
старшие поколения, и осуществляется давление на власти и
специализированные природоохранные структуры.
На наш взгляд, работа в рамках проекта "Школьная речная сеть" имеет
большое значение и в смысле социальной адаптации детей и молодежи:
К
детям приходит понимание того, что от каждого из них и от всех вместе
что-то в этой жизни зависит. Дети видят положительный пример того, что
пусть даже на короткое время, берег реки, озера, участок леса или парка
становится чистым.
В процессе работ в сети дети осваивают много полезных навыков,
расширяют кругозор, в их души входит родная река, озеро, родник, пруд.
Дети получают опыт общения с властями и средствами массовой информации.
Работа в сети экологических групп, совместная работа способствует
более глубокому осознанию экологических проблем и формирует чувство
коллективной ответственности за состояние окружающей природы,
восполняет в душах детей потребность в положительном общении.